Что такое Wordstat, и что он показывает?

SEO-специалисту для сбора семантического ядра приходится работать с сервисом Wordstat Yandex. Что же на самом деле означают цифры напротив вводимых фраз, и как они считаются?

Для начала посмотрим, что знает об этом сервисе поисковая система Google? На вопрос: «Что такое Вордстат?» — она выдает блок с быстрым ответом, суть которого состоит в следующем: Wordstat Yandex — это сервис статистики показов рекламных объявлений Яндекс.Директа по определенному поисковому запросу.

Само же описание Вордстата гласит: Подбор слов Яндекса — это сервис для оценки пользовательского интереса к конкретным тематикам и для подбора ключевых слов рекламодателями Яндекс.Директа. Сервис содержит подробную статистику запросов к Яндексу за последние 30 дней.

Получается, что в описании Вордстата не идет речь об показах объявлений Яндекс.Директа. В связи, с чем возникают следующие вопросы:

  1. Что на самом деле показывает Вордстат?
  2. Если считаются показы рекламных объявлений, то могут ли раздельно учитываться показы объявлений в блоках «Спецразмещение» и «Гарантия».
  3. Как считаются показы при переходе на вторую и следующие страницы результатов поиска? Если объявления повторяются на второй странице, будут ли засчитаны показы на ней?
  4. Если рекламных объявлений по поисковой фразе нет, означает ли это, что данная поисковая фраза не попадет в Wordstat?
  5. Какое количество запросов должно быть у фразы, и каким дополнительным требованиям она должна соответствовать, чтобы попасть в Wordstat?
  6. Если объявления показаны исключительно по синониму, будут ли засчитаны показы? Если да, то по поисковой фразе или по синониму?

С этими вопросами мы обратились к поддержке Яндекса и получили следующие ответы:

➔ Wordstat отображает статистику запросов, введенных в строку поиска, без привязки к объявлениям Директа и блокам «Спецразмещение» и «Гарантия».

➔ Запрос введенный в поисковую строку единожды, будет учтен 1 раз, независимо от того, сколько страниц вы просмотрите, сколько и какие объявления будут показаны. Запрос будет учтен, даже если по нему нет объявлений. Чтобы фраза попала в Вордстат, она должна пройти антиспам фильтр и набрать частотность не ниже 5.

Получается, что даже Google не дает верного определения сервису Wordstat. Хорошо, что на тему применения Вордстата разногласий не возникает:

Итак, этот сервис нужен для:

  • Сбора поисковых фраз для SEO, контекста и др.;
  • Анализа сезонности и географической зависимости запроса.

В следующей части статьи коснемся особенностей работы с операторами в Wordstat и рассмотрим другие полезные с точки зрения SEO возможности сервиса.

Операторы Wordstat

Для сбора статистики по ключевому слову, его необходимо ввести в поле «1». По умолчанию в Wordstat Yandex установлен показ статистики «По словам» (2) и выбраны «Все регионы» (3).

Для примера рассмотрим фразу «купить смартфон» по всем регионам.

Цифры в столбце «Показов в месяц» дают предварительный прогноз числа введений фразы в поисковую строку Яндекса. Прогноз основан на данных за последний месяц от даты последнего обновления. Другими словами, эта цифра означает, количество поисковых запросов интересующей фразы в прошлом месяце. В левом столбце содержится список фраз, в которых встречался искомый запрос. В правом столбце выведены похожие запросы, которые адресовали к поиску пользователи в порядке убывания по схожести с введенной фразой.

При подборе ключевых слов, по умолчанию Вордстат выводит слова в широком соответствии. Например, по запросу «купить смартфон» при подсчете частотности будут учтены также «купить хороший смартфон», «купить смартфон недорого», «какой смартфон купить». Поэтому, при сборе семантики, например, для страницы категории «Смартфоны» интернет-магазина, необходимо изменить тип соответствия с широкого на более узкий. В этом случае нам и понадобятся операторы Wordstat:

  • Оператор «-» (минус-слово). Позволяет исключить слово из статистики запросов. Применяется отдельно для каждого слова. Чтобы исключить словосочетание, необходимо добавлять оператор минус перед каждым словом в поисковой строке сервиса.
  • Оператор «+» (учет стоп-слов). Позволяет учитывать в статистике союзы и предлоги во всех словоформах, которые игнорируются поисковой системой. При детализации запроса (левая колонка) оператор «+» по умолчанию используется во всех фразах, содержащих стоп-слова.
  • Оператор «|» (логическое «или»). Позволяет получить статистику одновременно по нескольким условиям. Работает по правилу логического «или».
  • Оператор «()» (логическое «и»). Необходим для группировки запросов, а в паре с оператором «|» позволяет создать регулярное выражение и получить список поисковых фраз по комбинации условий.
  • Оператор «» (словоформа). В данном случае фиксируется запрос, поэтому из статистики удаляются дополнительные слова. Учитываются различные окончания, стоп-слова, но не учитывается порядок слов.
  • Оператор «!» (точное вхождение). Его использование запускает фиксацию словоформы, т.е. будет учтена фраза только с текущим окончанием слов, но не учитывается порядок слов в запросе.
  • Оператор «[]» (учет порядка слов). Необходим чтобы зафиксировать порядок слов в запросе. При этом будут учитываться словоформы и стоп-слова.

Операторы «-»,«+», «!» указываются непосредственно перед словом без пробела.

Комбинация операторов

Применение комбинации поисковых операторов позволяет находить запросы в соответствии с довольно жёсткими условиями. Так, например, можно определить:

  • Точное количество запросов фразы «купить смартфон недорого» с учетом словоформы и порядка слов:
  • Получить все четырехсловные запросы, содержащих слово «смартфон»:
  • Можно использовать и более короткую запись:

    Вместо четырехсловных запросов, может использоваться любое другое количество слов в поисковой фразе.

  • Повторяющиеся слова объединяются, а кавычки ограничивают количество слов, поэтому при их комбинации вместо одинаковых слов система подставляет любые другие.
  • Если ваш запрос двухсловный, а вы хотите получить все трехсловные запросы, нужно одно слово из запроса указать 2 раза:

    В предыдущем примере, мы не учли английское название Samsung, поэтому в следующем примере добавим оператор «или».

  • Итак, рассмотрим сбор маркеров с коммерческими запросами, учетом русских и английских названий. Для этого нам необходимо исключить некоторые информационные и добавить коммерческие запросы с помощью операторов «-» и «+»:
  • Поиск маркеров для категории товаров. Например, найдем маркеры для умного фильтра категории «Чехлы для телефона»:

Таким образом, на странице каталога чехлов для телефона можно создать фильтры с названиями: «на руку, «на ремень, «на пояс», «на шею», «на рогатке», «из резинок», «для бега», «для девочек» и др.

Другие особенности работы операторов

Выше мы перечислили далеко не все возможности, которые способно предоставить оптимизатору применение операторов в Yandex Wordstat. Вот ещё несколько примеров и правил работы с ними:

  • В запросе в кавычках » » или прямых скобках [ ] местоимения, предлоги и союзы по умолчанию включены, поэтому не обязательно писать перед ними оператор «+».
  • Важно однако понимать, что операторы минус-слова «-», вертикальная черта «|», группировка запросов «()» не получится использовать внутри операторов кавычки » » или прямые скобки [].
  • Но прямые скобки [] внутри круглых () использовать можно:

  • В квадратных скобках слова не объединяются:
  • Оператор » » нельзя применить к отдельной фразе:

Особенности учета словоформ Вордстата

Объединение словоформ. Фразы считаются словоформами, если это:

  1. Склонения числительных падежам (три, трех, трем, тремя);
  2. Склонения существительных по падежам и числам (слон, слоны, слонами, слонов);
  3. Изменения суффиксов у глаголов (бежать, бежит);
  4. Причастия, деепричастия, глаголы и их спряжения (просмотреть, просмотрел, просмотревший, просмотренный);
  5. При изменении «ё» на «е» и наоборот (елка,ёлка);
  6. Числа, падежи, форма и степень прилагательных (высокий, выше, высочайший).

В некоторых случаях количество запросов может отличаться из-за учета фраз, характерных только для одной из них:

Например, слово «тертый» появляется при поиске по запросу «три», но не показывается по запросу «трех». Не стоит забывать, что эта особенность характерна только для общей (базовой) частотности. Чтобы получить точное значение необходимо использовать оператор «точное вхождение» (восклицательный знак).

Разделение словоформ. Фразы не считаются словоформами, если это:

  1. Ошибки в словах (витамины, ветамины);
  2. Синонимы (чашка, кружка, стакан);
  3. Сленг или жаргон (препод, преподаватель);
  4. Транслитерация (яндекс, yandex);
  5. Сложносоставные слова (электроинструмент, электро инструмент);
  6. Глаголы, образованные за счет приставок (ехать, приехать, заехать);
  7. Уменьшительно-ласкательные формы (машина, машинка);
  8. Существительные, имеющие разный род (собака, пес);
  9. Числительные с одним значение, но разным написанием (10, десять, десятый);

Другие возможности сервиса

На всех вкладках Yandex Wordstat есть возможность выполнить сортировку по устройствам: «Десктопы», «Мобильные», «Только телефоны», «Только планшеты». Данный функционал будет полезен, например, при настройке рекламы мобильного приложения в Директе.

Возможность указания региона, в котором вы хотите посмотреть статистику:

С помощью Wordstat также можно посмотреть динамику изменения интереса к запросу на вкладке «История запросов» и количество запросов по регионам на вкладке «По регионам».

История запросов

Как уже говорилось, статистика на вкладке «По словам» отображается за последние 30 дней, поэтому для получения данных за более длительный период необходимо переключиться на вкладку «История запросов», где выводится количество показов по запросу за последние 2 года.

Данную вкладку можно использоваться для первичного анализа сезонности, определения «симптомов» накрутки и оценки динамики интереса к поисковым запросам.

По регионам

На вкладке «По регионам» можно оценить популярность запроса в регионе или городе относительно других, а также получить региональную популярность — долю, которую занимает регион по количеству показов результатов выдачи по данному слову. Другими словами, если популярность более 100%, это означает повышенный интерес к запросу. Чем интерес выше, тем больше процент. И наоборот.

Больше всего купить слона хотят в городе Калуга. Этому факту есть объяснение, попробуйте найти его и вы.

Переключившись в режим «Карта» можно посмотреть количество запросов и популярность по странам на карте мира. Здесь также не обошлось без сюрпризов. Аномальная популярность запроса «купить слона» наблюдается в Киргизии, где она составила 2494%. С чем связан такой интерес, нам не понятно. Если вам известно, напишите об этом в комментариях.

Информация с вкладки может быть использована при планировании контекстной рекламы для принятия решения о необходимости отдельных кампаний под определенный регион.

К сожалению, на этих вкладках не работают операторы Wordstat, поэтому посмотреть данные можно только по широкому типу соответствия.

Автоматизация сбора ключевых слов с Yandex Wordstat

Ускорить процесс сбора семантического ядра помогут расширения для браузеров Firefox и Google Chrome:

  • Yandex Wordstat Helper
  • Yandex Wordstat Assistant

Плагины работают непосредственно на странице сервиса. Путем нажатия на «+» вы добавляете слова себе в список, который затем можно удобно скопировать. Чтобы получить частотность по более узкому типу соответствия, приходится каждый раз вручную вводить операторы Вордстата ко всем запросам. При работе с большим ядром такой подход — не самое рациональное решение.

Значительно облегчить и автоматизировать процесс сбора СЯ помогут следующие десктопные приложения:

  • Key Collector
  • Словоеб
  • Букварикс

Key Collector является самым функциональным инструментом для сбора семантического ядра, чем и заслужил свою популярность, а его возможности можно описывать не одним десятком статей. Словоеб — бесплатная и сильно урезанная версия Key Collector. Если предыдущие две программы «парсили» сервисы Яндекса в онлайн режиме, то Букварикс — это уже готовая база поисковых фраз из Yandex Wordstat. Основной недостаток Key Collector проявляется при работе с большим объемом данных и частым появлением капчи, поэтому приходится использовать прокси-сервера и сервисы по ее распознаванию. Недостаток Букварикса — полнота и актуальность имеющейся базы.

Краткая инструкция по применению Яндекс Вордстат

  1. Если вы работаете в коммерческой тематике, укажите регион продвижения.
  2. Введите запрос в окно поиска и нажмите кнопку «Подобрать».
  3. Соберите все ключи, которые соответствуют вашей тематике и сфере деятельности.
  4. Уточняйте частотность фраз с помощью операторов » «, !, [].
  5. В тексте используйте фразы из правой колонки.

Задавайте свои вопросы в комментариях к статье и я с радостью отвечу на них!